Пост-релиз вебинара

28 сентября 2016 года с 12-00 до 14-00 часов кафедра начального образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» проводила вебинар «Преодоление профессиональных дефицитов педагога на основе диагностики достижений младших школьников». Онлайн-трансляция вебинара была осуществлена на основе использования программы MirapolisVirtualRoom.

Модератором вебинара выступила Мошнина Роза Шамилевна, зав. кафедрой начального образования, к.п.н., профессор.

На вебинар приглашались учителя начальных классов, директора ОУ, заместители директора по УВР, руководители методических объединений и методисты. Были зарегистрированы 109 пользователей и 63 точки подключения.

Участникам вебинара были предложены для обсуждения следующие вопросы:

— Связь проблем достижения планируемых результатов школьниками и профессиональных дефицитов учителя;
— Конвергенция процессов диагностики достижений учащихся и диагностики профессиональных дефицитов педагога;
— Сбор, анализ и интерпретация результатов диагностики проблем развития учащихся и педагогов;
— Пути преодоления профессиональных дефицитов педагога на основе диагностики достижений учащихся.

В ходе вебинара для мотивации слушателей и для получения обратной связи было проведено несколько опросов. Участникам были предложены следующие вопросы:

  1. Как проводилась Вами подготовка к ВПР? Ответ «Информирование родителей» выбрали всего 4% ответивших на этот вопрос, «Настрой учащихся» — 33% и «Систематическая пропедевтика в учебном процессе» — выбрали 61 % .
  2. Когда Вы получили текст работы? Выяснилось, что за день получили работы 20 % отвечавших, за час – подавляющее большинство – 70% и за 15 минут до начала получили проверочные работы – 10% отвечавших. Что говорит о недоверии к учителю со стороны администрации образовательной организации.
  3. Отвечая на вопрос «Кто проводил работу?» все ответили, что «Учитель, работавший в этом классе».
  4. Все ли учащиеся принимали участие в работе? Варианты ответа: ДА или НЕТ. 63% проголосовавших дали положительный ответ.
  5. Кто присутствовал в классе во время работы? Основная часть (87%) отвечавших выбрала вариант «Учитель, работавший в классе», также незначительная часть отметили присутствие в классе внешних экспертов и помощников.
  6. Соблюдалась ли инструкция учителем? 86 % отметили, что строго следовали инструкции и 13%, что нарушали инструкцию обоснованно.
  7. В ходе опроса было выявлено, что с инструкцией дети  были ознакомлены непосредственно перед проведением работы, но не соблюдали ее (в 15%); были ознакомлены непосредственно перед проведением работы и сознательно соблюдали (в 50%) и были ознакомлены непосредственно перед проведением работы и соблюдали под строгим контролем учителя (в 35%)
  8. Обращались ли дети за помощью к учителю? Варианты ответа: ДА или НЕТ. Подавляющее большинство (94%) проголосовавших выбрали ответ «Да».
  9. Оказалось, что помощь учителя в ходе проверочной работы носила характер подсказки в 4 % случаев, технической помощи в 30 % случаев и разъяснения в 65% случаев.
  10.  Проблемным оказался вопрос: «Как Вы предполагаете использовать результаты проведения ВПР?» 16% отвечавших справедливо решили использовать результаты для поощрения учащихся; 8 % — как основание для порицания и стимулирования дальнейшей работы, что совершенно неприемлемо в начальной школе, 75 % — как основание для коррекции предметных рабочих программ, что является верным решением.
  11. При заполнении протоколов 94 % отвечавших  руководствовались инструкцией и только 5 % интересами детей.
  12.  В случае неуспешного выполнения ВПР большинством учащихся Вашего класса, что  Вы сделаете? На этот провокационный вопрос были получены следующие ответы: 50% ответивших пойдут на курсы повышения квалификации, что является верным решением, 16% вступят в тьюторскую группу или Ассоциацию педагогов начального общего образования, чтобы участвовать в разработке проверочных работ; 33% используют часы внеурочной деятельности для подготовки к ВПР, что является прямым нарушением требований ФГОС НОО.

         Для проверки усвоения информации в ходе вебинара   задавались вопросы, ответы на которые участники вебинара давали в чате.

В результате проведенного вебинара слушатели под руководством модератора попробовали сформулировать предложения для совершенствования курсов повышения квалификации в системе ДПО, содержания и форм организации методической работы на уровне школы, муниципальном уровне, региональном уровне, самообразования и саморазвития.

Тема, поднятая на вебинаре, была актуальной, вызвала живой интерес, что подтвердили активные ответы на вопросы и  обсуждения в ходе прямой трансляции. Продолжение начатого разговора пройдет 30 сентября 2016 года на форуме «Сетевой школы методиста», где будут обсуждаться пути эффективного совершенствования профессиональной компетентности педагогов.