Батыревой Светланы Георгиевны, учителя начальных классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1356»
Чтение — один из самых сложных навыков, которым человек овладел сравнительно недавно. Ребёнку он даётся часто с большим трудом. Но несмотря на это уметь читать необходимо! К поступлению в первый класс все больше детей достаточно бегло читает. И, кажется, можно успокоиться. Однако на практике скрытые от глаз родителей проблемы с умением читать, плавно перетекающие в проблемы работы с текстом, преследуют ребёнка чуть ли не до поступления в вуз, а то и дольше.
Малыша начинают учить читать слишком рано, буквально с 2–3 лет, когда его речь ещё толком не сформировалась, мозг пока не готов к сложной аналитико-синтетической деятельности, лежащей в основе чтения. Сейчас появилось много методик, позволяющих преодолеть возрастные ограничения, например, методика глобального чтения. Дети действительно начинают рано читать, причём это происходит за короткий срок. Но для формирования навыка необходима длительная работа, зачастую довольно утомительная. То, что быстро обретено, незаметно и улетучивается! Мозгу нужно время, чтобы информация закрепилась и автоматизировалась. Скучная зубрёжка малышу категорически не подходит! Даже старший дошкольник (да и младший школьник) не обладает достаточно устойчивым вниманием и развитой волей.
Данный тренажёр был создан для того, чтобы облегчить задачу освоения навыка чтения. Мы постарались подобрать простые, увлекательные упражнения, которые позволят создать на занятии позитивную атмосферу, стимулируют интерес к самому процессу обучения. Благодаря продуманной системе заданий появляется возможность систематизировать информацию о буквах и звуках, отработать слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами. Кроме того, в тренажёр включены упражнения на развитие речи и мышления ребёнка.
Разрабатывая данные тренажёр, мы не ставили перед собой задачу, научить ребёнка звукобуквенному анализу. Тем не менее, в книге используются понятия звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные. Так мы устремляем ребёнка в его зону ближайшего развития. На первых порах достаточно будет объяснить ему, что буквы видим и пишем, а звуки — произносим и слышим. При произнесении гласных звуков воздух свободно выходит изо рта. При произнесении согласных звуков воздух встречает преграды (губы, зубы, язык). Необходимо продемонстрировать это малышу, не углубляясь в теорию языка, не перегружая его терминами. Модели для гласных и согласных даются скорее для игры, чем для серьёзного анализа. Главное сейчас — показать ребёнку, как хорошо самому уметь читать, какое наслаждение погружаться в мир букв, слов, открывать для себя новые миры текстов! Тренажёр направлен на то, чтобы не заставлять, а вдохновлять малыша своим примером!
Методическая разработка («Тренажёр для обучения чтению») имеет вступление (обращение к взрослым: родителям, педагогам…); условные обозначения, позволяющие сориентироваться в обозначении звуков; содержания 26 занятий по обучению чтению; закрепляющих упражнений; весёлого алфавита и «Дневничка успехов».
Каждое занятие рассчитано на 30-35 минут и разработано по единой схеме, позволяющей менять виды деятельности ребёнка с учётом его психологических особенностей. Занятия имеют следующие этапы, которые сформулированы в виде обращения к ребёнку и указывают на его виды деятельности: «Назови», «Расскажи», «Поиграй», «Прочитай», «Запомни и расскажи», «Послушай и ответь». В такой структуре разработаны 18 занятий. С 19 по 26 занятие предлагается выполнить различные закрепляющие упражнения: чтение алфавита от «А» до «Я» и наоборот; чтение только букв, обозначающих гласные звуки; чтение алфавита, в котором пропущены буквы; «узнай сказку по картинке», чтение слогов в строках таблицы в разном направлении и темпе и др.
Для взрослых существует специальные таблицы, которые позволят отследить динамику формирования навыка чтения у ребёнка, обратить внимание на все необходимые особенности чтения: способ чтения (слог, слог + слово, слово); темп чтения (быстрый, медленный…) правильность чтения (нет ошибок, ошибки технические (замена или пропуск букв…)); осознанность чтения (отвечает/ не отвечает на вопросы).
«Тренажёр для обучения чтению» опубликован в издательстве АСТ и переиздан в соавторстве с нейропсихологом, тренером по скорочтению Г. Абдуловой (Букварь-тренажёр для дошкольников/Гюзель Абдулова, Светлана Батырева. – М. Издательство АСТ, 2021. – 80 с.: ил. – (Всего з месяца до школы).
Методика интересна для детей и родителей и позволяет эффективно обучать дошкольников и младших школьников чтению.