Как помочь левшам в мире праворуких?

Несколько простых приемов


СВЕТ СПРАВА, чтобы тень от левой руки падала налево, и ребенок видел строку.
Удобнее, когда тетрадь лежит без наклона, просто прямо и смещена в левую сторону.

НОЖНИЦЫ, ТОЧИЛКА ЛИНЕЙКА ДЛЯ ЛЕВШЕЙ, — сделаны специально для левых ручек.

РУЧКИ
Если мы пишем правой рукой, то мы силой «тащим» за собой ручку.
Что делают левши? Они толкают ручку впереди руки, а тут же закрывают все написанное рукой.
Для этого нужно больше силы, и главное – хорошая, легко скользящая и не пачкающая ручка. Можно подобрать обычную ручку магазине, а можно купить специальную ручку для левшей.
При письме ручку удобнее держать выше (примерно 3-4 см над стержнем).

ПРОПИСИ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ
Понятно, что в школе придется учиться по стандартным «правым» прописям.
Но дома можно использовать как помощь прописи для левшей.

Чем они отличаются? ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ в таких прописях – СПРАВА. Чтобы ребенок не закрывал его рукой, когда пишет.

Можно также поговорить с учителем, чтобы образец написания В ТЕТРАДИ для леворукого ребенка он писал СПРАВА.

В ТЕТРАДИ
Что хорошо бы сделать для левши ( но нужно согласовать с педагогом )
🔸Выделить начало и конец строки
🔸Промаркировать направление письма стрелкой
🔸Писать прямо, без наклона
🔸Писать буквы с отрывом

В ШКОЛЕ ЗА ПАРТОЙ
Попросите посадить вашего ребенка слева, так он не будет мешать соседу и сам испытывать дискомфорт.

Мы собрали в одном посте очевидные полезные вещи!

Для домашней практики используйте ТЕТРАДИ В ЧАСТУЮ КОСУЮ ЛИНЕЙКУ.
В такой тетради ребенку проще соотносить пространство и букву как по вертикали (узкая линейка), так и по горизонтали, а также удерживать наклон (узкая косая линейка).

Поясните ребенку, то каждая ячейка = 1 буква или 1 соединение (если буква широкая – ш, щ, т, то 2 ячейки).

ОБВОДИТЕ КРАСИВО НАПИСАННЫЕ БУКВЫ, а не исправляйте некрасивые. Разрешите ребенку самому выбрать самые красивые буквы. При взгляде в тетрадь ребенок увидит только обведенные красивые буквы.

НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КРАСНУЮ РУЧКУ, можно купить неоновую или с блестками.

Разрешите писать СТИРАЮЩЕЙСЯ РУЧКОЙ, есть не только гелиевые стирающиеся ручки, но шариковые

Многие дети переживают, если много описок и исправлений. В школе могут не разрешать писать такой ручкой, но дома, а тем более в домашних прописях, можно!

Помогайте ребенку найти СЕРЕДИНУ СТРОКИ: пусть мысленно разделит ее пополам, поставит точку, потом сложит лист пополам и проверит, получилось ли?

Научите отмерять КРАСНУЮ СТРОКУ 2 детскими пальчиками.

Помогайте оценить длину слова: «Как ты думаешь, уместится ли слово на строке? НЕ ВЫЙДЕТ ЛИ ЗА ПОЛЯ ИЛИ НА СОСЕДНЮЮ СТРАНИЦУ? Давай проверим».

Регулярно повторяйте ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ: сколько строк нужно отступить, как писать число, «Домашняя работа», когда пишем с красной строки и большой буквы.

Можно сделать ШАБЛОН и поставить его подставку для книг, оформить по правилам, выделите все «»сложные» места: заглавные буквы, точки.

Число и месяц.
Домашняя работа.
Упражнение №

Чтобы маленький человек прочитал много-много слогов , но не заскучал,
поиграем в

СЛОГОВОЕ ЛОТО
Сделаем его сами

Возьмем обычное лото: с животными, предметами одежды, профессиями.
Можно взять то, что дома, можно распечатать из интернета, если у вас есть цветной принтер.

Карточки сделаем сами. Напечатаем первые слоги названий.
По очереди вытаскиваем карточку, читаем, угадываем название и забираем себе!

Выиграли все! потому что прочитали ого-го сколько слогов!

Мы снова пишем о ВНИМАНИИ. Ведь с жалоб на его отсутствие начинается каждая вторая консультация нейропсихолога.

На самом деле описывая трудности ребёнка, взрослые часто совершают ошибку, говоря что «у ребёнка совсем нет внимания!». Уместнее сказать, что он не обращает внимания на то, что говорят взрослые, потому что ребёнок определенно обращает свое внимание на что-то (но далеко не всегда на то, что хочется родителю или учителю).

ВНИМАНИЕМ называется процесс концентрации ума на определенной деятельности или стимуле, и этот процесс обладает множеством различных характеристик.

Сегодня мы говорим о ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ: этот вид внимания возникает, когда человек сознательно фиксирует свою энергию на определенном стимуле. Например, ученик концентрирует своё внимание на вопросах, которые могут быть заданы на экзамене, потому что он хочет пройти тест. Произвольное внимание иногда называют активным или вниманием «изнутри», потому что в этом случае человеком сознательно или добровольно прикладываются усилия для фокусировки. Произвольное внимание постепенно развивается с возрастом и связано с созреванием головного мозга, получением опыта от окружающего мира.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ: состояние, в котором наше внимание привлекается к определенному объекту и фокусируется на нем без нашего активного желания.
Яркие, громкие, быстрые, внезапные явления или предметы привлекают внимание человека без какого-либо усилия с его стороны. Во время той же подготовки к экзамену внимание ученика сознательно сосредоточено на его учебнике, но его внимание будет отвлечено, если какой-нибудь кто-то включит музыку на полную громкость. Некоторые психологи называют этот вид внимания спонтанным вниманием или пассивным вниманием «извне». Эта характеристика считается врождённой.

ПОСТПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ: привлекается увлекательной и содержательной деятельностью, которая может продолжаться с удовольствием и продуктивно в течение длительных периодов времени. Такое внимание отличается как от непроизвольного внимания (оно не пассивно), так и от произвольного внимания (не воспринимается как усилие)

Мы публикуем статью Лины Клокарс психоаналитика и члена IPA и Риитты Сирола, доктора медицины
«Мать и дочь, Любовь сквозь поколения».

Оригинал статьи:
The Mother-Daughter Love Affair Across the Generations
Leena Klockars, Lic. Psych. and Riitta Sirola, M.D.
(2001). Psychoanalytic Study of the Child, 56:219-237

Лина Клокарс — наш учитель и добрый друг, выступила с докладом на семинаре 6 февраля 2021, организованного ОДПП.

Мы будем рады познакомить всех, кто не смог принять участие в семинаре, с этой важной работой.⠀

Статья переведена в рамках образовательной работы Общества детской психоаналитической психотерапии (ОДПП)

Светлана Плахова, нейропсихолог