«Объем запросов, рассылаемых по этой технологии, несопоставим с бумажной рассылкой»
На Россию надвигается катастрофа. Помимо привычного бюрократического бумагооборота у нас зарождается новый вид бюрократии — цифровой. Процесс развивается стремительно и чреват страшными бедами, ибо его высокотехнологические возможности по рассылке запросов таковы, что о временах старого доброго Ивана Антоновича Кувшинное Рыло все мы еще вспомним со слезами умиления. О том, как встретить этот вызов, 19 февраля размышляли члены экспертного совета по дебюрократизации в сфере образования и науке одноименного комитета Госдумы.
По словам приглашенных к обсуждению чиновников, их требования к учебным заведениям по отчетности более чем скромны и умеренны. Однако последние опросы вузов свидетельствуют об обратном. В каждый вуз поступает от нескольких сот до нескольких тысяч (!) чиновничьих запросов в год, сообщил ответственный секретарь экспертного совета Марат Биктимиров. При этом более 80% из них требуют последующих перезапросов и уточнений.
Спасением от этого вала могла бы стать цифровизация образования. Но «только если ее провести с умом. У нас сейчас активно нарождается цифровая бюрократия, — констатировал Биктимиров. — А так как объем запросов, рассылаемых по этой технологии, несопоставим с физическими возможностями бумажной рассылки, то новая бюрократия легко может нас утопить в этом потоке!»
Впрочем, «тонуть» в отчетности в режиме нон-стоп мы начали давно. А потому лет 10 назад проблему попытались решить, обязав учебные заведения выкладывать на своих официальных сайтах информацию о себе по 30 важнейшим позициям, откуда чиновники и должны были ее черпать. Однако сделали это, как показали проверки, не более 50% образовательных организаций. Да и те сплошь и рядом врут напропалую (как, впрочем, и в письменных отчетах в вышестоящие инстанции). По словам главы департамента, госполитики Минобрнауки Екатерины Бебелюк, налицо явная «тенденция подгонки отчетов под решение конкретных задач. Но к пониманию того, что эти данные никуда не испарятся и будут использованы учредителями в других случаях, вузы не готовы». А это значит, что в вале отчетности есть свои «5 копеек» и от руководства образовательных организаций.
Кстати, не больно-то оно склонно и к цифровизации своих хозяйств. И именно по этой причине к составлению всех отчетов в крупных вузах вынуждены привлекать безвинных жертв из рядов профессорско-преподавательского состава.
Но бывают и форс-мажоры. Так, идея Путина назначить федеральные выплаты всем классным руководителям страны поставила на уши вертикаль среднего образования сверху донизу, ибо в базе данных Росстата нужных данных не оказалось: сколько класс-комплектов известно, а сколько классных руководителей — нет (эти цифры не совпадают). И пошла писать губерния — запрос за запросом. А куда деваться: деньги-то Минфин даст только под конкретное число их получателей.
Одно хорошо: Минпросвещения, как выяснилось, готово «постепенно» покончить с выездными проверками школ. Может, хоть там вздохнут свободнее… Но главное, чтобы в итоге получилось «как лучше», а не «как всегда». А то «крестовые походы против бюрократизма случались и раньше, но приводили они лишь к тому, что отчетность увеличивалась на треть», — напомнил зампред думского Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко.
— Цифровизация образования и науки, конечно, необходима, — подытожил председатель Экспертного совета Арутюн Аветисян. — У нас на это есть еще лет десять, чтобы окончательно не отстать от всего мира. Но одними организационными мероприятиями технологических проблем не решить! И пока они решаются, необходимо упростить отчетность, которую мы требуем от людей!
Марина Лемуткина