Почему школьники плохо учатся? Этот вопрос беспокоит не одно поколение учителей и родителей. Согласно последним исследованиям, 40% педагогов считает, что более трети школьников имеют проблемы в учебе. Сетевое издание «Учительская газета» решило выяснить истинные причины плохих отметок учеников, а разобраться с ситуацией нам помогли участники и победители Всероссийского конкурса «Учитель года».
Еще в 2020 году Рособрнадзор сообщал, что каждый третий школьник отстает в учебе. «Если брать все срезы, которые у нас есть, около 32-35% не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам», – заявляли в ведомстве.
О неуспеваемости школьников говорят и результаты ОГЭ. В прошлом году экзамен пересдавало 80 тысяч девятиклассников. Самым сложным предметом для выпускников стала математике. Данные о провальных экзаменах приходили с разных регионов России. Так, в Ханты-Мансийском округе ОГЭ по этому предмету не сдало 25% школьников. Не лучшие результаты показали ученики из Владимирской области, здесь из 3 000 девятиклассников экзамен провалили 700 человек.
Функциональная грамотность
Тревожную тенденцию заметили и эксперты нашего издания. Причем педагоги отмечают – основная причина школьной неуспеваемости кроется в самой образовательной системе. Бывает так, что ребятам неинтересно учиться, потому что они не понимают, как применить школьные знания на практике.
– К сожалению, у нас не такая гибкая система образования, она не отвечает всем требованиям современных школьников, – считает директор, учитель истории и обществознания школы №1 поселка Игра Удмуртской республики, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2019 Андрей Корепанов. – Многие предметы, несмотря на то, что меняются стандарты, далеки от реальной жизни. Однако если ребенок не может использовать теоретические знания на практике, то урок для него становится неинтересным. К примеру, когда я просто рассказываю историю, не приводя примеры из повседневной жизни, школьники не проявляют заинтересованности. Для них история становится каким-то отвлеченным предметом, сродни сказкам из прошлого.
Педагоги считают, что необходимо менять школьную программу с учетом современных требований. Речь идет о функциональной грамотности. То есть ученик, прежде всего, должен понимать, что предметы в школе тесно связаны с реальной жизнью.
– Нужно постепенно перестраивать тот материал, который мы даем детям, – считает учитель математики лицея № 23 Калининграда, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2020 Дарья Прядухина. – Как это сделать? Можно, например, поменять текст задачи: не объект двигается из пункта А в пункт Б, а ученик нашего класса добирается из одного близлежащего города в другой. Согласитесь, такое условие понятнее.
По мнению учителей, функциональную грамотность по многим предметам нужно вводить еще в начальной школе, тогда ученики лучше откликаются на любые посылы. Младшим школьникам все интересно, они хотят получить больше практических знаний и навыков.
– Недавно мне задали вопрос, а не рано ли вводить физику в 7 классе, – делится учитель физики тюменской школы № 88, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2019 Виталий Ерохин. – Я ответил для физики – поздно. Детей можно вводить в предмет уже в начальной школе. К примеру, у нас есть неделя технологий, когда старшеклассники проводят различные эксперименты для ребят из младших классов.
Немалую роль в мотивации ребенка к учебе играет эмоциональный настрой учителей. Важно, чтобы у педагога горели глаза, чтобы он с радостью шел на свою работу. Для этого у молодого специалиста, прежде всего, должна быть достойная заработная плата. По данным Федеральной службы государственной статистики, средняя зарплата педагогов в 2021 году составила чуть более 43 тыс. рублей. Все мы понимаем, что усредненные цифры – что-то сродни средней температуры по больнице. Так, в ряде регионов педагоги получают чуть больше 20 тыс. рублей.
– Большинство наших учителей вынуждены работать на две ставки, – делится Андрей Корепанов. – Позволить себе не работать дополнительно могут только педагоги с большим стажем, и то только потому, что они получают пенсию.
Любовь к учебе с первого класса
На успеваемость также влияет мотивация детей, то с каким настроем ребенок идет в первый класс. Сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что большую роль в этом играют родители. Хорошо, когда мамы и папы заинтересованы в успехах ребенка, когда они помогают ему справляться с трудностями и прививают интерес к учебе.
– В последнее время мы замечаем, что родители все меньше уделяют внимание детям, – говорит учитель начальных классов рязанского лицея № 52, «Учитель года России» – 2021 в Рязанской области Елена Мальчикова. – Большинство родителей уже во втором классе дают школьникам полную свободу. Однако как ребенок в 8, 9 и даже 10 лет может сам качественно сделать домашнее задание?
Учителя начальных классов отмечают, что часто дети приходят плохо подготовленными к школе. У многих первоклашек есть серьезные логопедические проблемы, которые потом также проявляются при освоении письма и чтения. При этом, несмотря на слабую подготовку, родители выбирают для детей более сильную программу, престижную школу. Ребенок не справляется с нагрузкой, в итоге у него просто пропадает интерес к учебе.
– Также я заметила, что появилась проблема с адаптацией в первом классе, – отмечает Елена Мальчикова. – Ребятам не хватает два месяца, необходимо больше времени на вхождение. Следовательно, переход от начальной школы к среднему звену также должен сдвинуться. Однако учителей подгоняют сроки, уже в марте начинаются Всероссийские проверочные работы.
Гаджеты рассеивают внимание и формируют клиповое мышление
Еще один враг хороших отметок – гаджеты и социальные сети. Дети привыкают к ярким картинкам, к постоянно меняющейся информации. Все это формирует так называемое клиповое мышление, при котором мозг воспринимает информацию через короткие яркие образы. Школьники не могут сконцентрировать внимание, им сложно усваивать большой объем информации. Хуже всего то, что ребята приносят смартфоны в школу.
– Телефон «убивает» внимание детей, – уверен учитель Виталий Ерохин. – Привыкнув к коротким видео, школьникам сложно осилить большие тексты. Они начинают отвлекаться уже на третьей минуте урока, именно столько идут ролики в ТикТоке. В итоге, с чем мы сталкиваемся? У детей маленький кругозор, большие пробелы в знаниях. Если брать физику, которую я преподаю – дети не понимают даже элементарных вещей, таких как сила трения и тяга.
Впрочем, педагоги также отмечают необходимость использования цифровых технологий. Преподаватель, который выходит за рамки меловой доски, всегда сможет заинтересовать увлечь своих учеников. Наши эксперты подчеркивают, что в настоящее время в Интернете появилось большое количество образовательного контента.
– Я думаю, что каждый учитель задается вопросом о том, как мотивировать, улучшить и усилить знания детей, – отмечает «Учитель года России» – 2021, учительница физики гимназии № 16 города Тюмени Екатерина Костылева. – В интернете есть много инструментов для создания образовательного контента: квестов, квизов, викторин. Безусловно это помогает ребятам лучше усваивать материал.
По мнению педагогов, меняться должна не только подача материала, но и образовательная среда. Для этого, прежде всего, нужна материальная база: кабинеты, оснащенные компьютерами и интерактивными досками; уютные библиотеки и современные лаборатории. Все это привлечет в школы молодых педагогов, которые будут готовы включать школьников в учебно-познавательную деятельность и повышать мотивацию к изучаемому предмету.